С 1января 2019 года в России начинается реформа в сфере сбора и переработки отходов. Ее проведение продиктовано критической ситуацией, сложившейся в сфере утилизации, захоронения бытовых отходов.
Существующих полигонов для мусора в стране хватит от силы на 6 лет, в некоторых регионах их возможности уже исчерпаны.
Выход из ситуации – создание новой экономической отрасли по утилизации отходов, внедрение раздельного накопления мусора на бытовом уровне.
Цель реформы
«Мусорная реформа» призвана создать систему с исчерпывающим подходом в обращении с твердыми коммунальными отходами (ТКО). В результате, должны кардинально измениться правила и механизмы сбора, сортирования, переработки и утилизации ТКО.
Успех новой системы во многом зависит от того, насколько будет сформирована экологическая культура на бытовом уровне. С января месяца начнется раздельный сбор твердых сухих и мокрых отходов в разные контейнеры.
Это поможет уже в первый год реформы на 30% повысить объем утилизации ТКО отходов от населения.
Основная цель мусорной реформы – сделать экологию безопасной для жизни. Планируется ликвидировать нелегальные свалки в лесах и оврагах уже в течение нескольких лет. В стране будут построены новые мусороперерабатывающие комплексы, современные полигоны для утилизации отходов. В ходе реформы большая часть отходов будет отправляться на переработку или сжигаться, за счет этого ожидается сокращение полигонов.
Как вопрос решался раньше
В стране долгое время не принимались решения, которые бы вывели систему обращения с отходами на цивилизованный уровень, как это делается в развитых странах.
По установленным ранее правилам, согласно закону от 1998 года, ответственность за утилизацию мусора несли только муниципалитеты.
Существовавшие требования не позволяли ставить дополнительные контейнеры для мусора, в результате отходы не разделялись. Работа перевозчиков, которые занимались сбором и доставкой мусора на свалки, никем не проверялась. Это приводило к тому, что содержимое контейнеров, в лучшем случае, попадало на свалку, в худшем – оказывалось в лесной зоне или в овраге. Недобросовестные подрядчики, таким образом, избегали платы хозяевам свалок и полигонов.
С жителями регионов раньше не согласовывался вопрос о территориальном размещении свалок, полигонов. В результате, некоторые россияне вынуждены жить вблизи объектов, загрязняющих окружающую среду. Новый закон полностью изменил положение вещей и дал право гражданам принимать участие в важных решениях.
Что изменится
Реформа затрагивает полностью все, что связано с бытовым мусором. Ответственность за весь цикл обращения с отходами в новом году полностью возлагается на региональных операторов, выбранных властями в ходе конкурса.
В первую очередь будет введен полный контроль над передвижением мусора от контейнера до места утилизации.
Для этого все машины оснащаются GPS маячками и датчиками веса. Это даст возможность проследить маршрут, а также перевозимый вес в машине. Ожидается, что такая мера поможет снизить объемы захоронений бытовых отходов, очистить территории от несанкционированных свалок.
Региональные операторы обязаны оборудовать каждый двор несколькими контейнерами. Один предназначен для пищевых отходов, другой для всего остального. При этом должны быть соблюдены нормы по отдаленности от жилых домов, детских площадок.
Новая реформа запрещает захоронение таких частей бытовых отходов, как стекло, бумагу, металл, батарейки.
Они должны быть отделены и отправлены на переработку. Для этого будут строиться новые сортировочные станции, мусороперерабатывающие заводы.
По статистике, 50% отходов составляет мусор, который подлежит рециклингу (переработке).
Региональные операторы будут отвечать за стихийные свалки на подконтрольной территории. В противном случае компанию ожидают штрафы, лишение статуса регионального оператора. Они должны будут выяснять, кто их создает и заставлять убирать. Или же самостоятельно вывозить мусор, если собственник отказывается. Но в этом случае компания будет иметь право потребовать компенсировать расходы через суд.
По новым правилам, у регионов появилось больше полномочий в сфере обращения с мусором. Они будут самостоятельно принимать решение, как производить сбор, накапливание и переработку мусора. При этом они обязаны согласовывать размещение полигонов для захоронения отходов с населением. Также решение о месторасположении мусоросжигающего комплекса не может быть принято без общественных слушаний.
Национальный проект «Экология», созданный для поддержки регионов, предусматривает строительство новых мусороперерабатывающих предприятий, современной инфраструктуры. Планируется увеличить переработку коммунальных отходов от 7% до 60%.
Новые тарифы
Россияне получат в новом году коммунальные платежки с дополнительной графой, которая обозначает плату за мусор. Изменения ожидаются в сторону повышения тарифов. В каждом регионе будет устанавливаться своя цена, которая будет зависеть от регионального оператора.
По новым инструкциям в каждом регионе устанавливаются нормативы накопления мусора. Далее согласуются тарифы от компаний, ответственных за их вывоз, утилизацию.
До реформы все платили за мусор одинаково, исходя из площади жилья. Теперь меняется принцип расчета стоимости услуги, и оплата будет производиться согласно тому, сколько человек прописано в квартире.
Нововведение коснется всех жителей страны без исключения. Платить за вывоз мусора будут жильцы многоквартирных и собственники домов. Жители деревень и российской глубинки, которые раньше своими силами избавлялись от мусора, также будут платить согласно новому закону.
Роль раздельного сбора отходов
Большая роль в программе отводится раздельному сбору отходов. Это даст возможность более рационально перерабатывать полученное сырье. Значительно больше твердых бытовых отходов попадет на перерабатывающие предприятия.
В каждом регионе создаются отдельные схемы сбора отходов, согласно тому, какие комплексы по переработке находятся на его территории. Для эффективной работы во дворах будут устанавливаться несколько контейнеров, предназначенных для органики и для «сухих» отходов.
Половина отходов не пригодна для переработки. По старой системе весь мусор вывозился на свалки, которые в своем большинстве уже переполнены. Остается один выход – сжигать часть отходов.
Технологии переработки отходов в энергию освоены в развитых странах со строгими экологическими требованиями достаточно давно. Энергия, выделяемая при сжигании мусора, идет на обогрев и освещение жилых домов.
Что будет с мусорными полигонами
К полигонам для утилизации мусора появятся повышенные требования. Они будут представлять собой сооружения из нескольких уровней, не представляющие угрозу окружающей среде.
Плотный слой отходов будет чередоваться со слоем специальных материалов, для исключения контакта с почвой или водой в грунте. Также будут установлены трубки для сбора выделяющихся газов при разложении отходов.
Свалки, которые не соответствуют стандарту, подлежат закрытию или модернизации. На закрытых полигонах будет проводиться рекультивация. Через определенное время на их месте будут разбиваться парки, общественные зоны.
Готовность регионов к новой схеме работы
В начальные планы входило, что все регионы подготовят территориальные схемы, проведут конкурс среди региональных операторов, согласуют тарифы еще к 1 января 2017 года, согласно изменениям в законе от 2016 года.
Однако мусорную реформу отложили на 1 января 2019 года в связи с неготовностью регионов. Перенести или отложить грядущие перемены еще на один период вряд получится.
К концу 2018 года многие региона оказались подготовленными к запуску системы обращения с отходами. В городах федерального значения, Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, попросили отсрочку мусорной реформы до 2022 года. Перенос объяснили необходимостью упорядочить технологические процессы.
Проблемы реформы
«Мусорная реформа» вызывает бурные дебаты, открывая недостатки старой системы, которые долгое время игнорировались, проблемы в новой реформе. В стране катастрофически не хватает мусоросжигательных заводов и полигонов для захоронения.
Ставится под сомнение готовность регионов к нововведениям. Выявляются нарушения в ценообразовании, проблемы с выбором региональных компаний, что грозит провалом мусорной реформы.
Люди не спешат вкладывать деньги в незнакомый бизнес, опасаясь недоработок в законе. Неустановленные тарифы могут спровоцировать срыв работы компаний-операторов и катастрофу на фоне праздников.
Согласно прогнозам, с начала нового года оплата за вывоз и утилизацию мусора может вырасти в несколько раз. Это, в первую очередь, ударит по незащищенным слоям населения. У них в этом случае есть возможность получить льготы, как и на остальные коммунальные платежи.
В больших городах жители столкнутся с разницей тарифов в районах. В них могут работать несколько операторов, у которых разные программы по развитию и инфраструктура. В результате, они могут назначить разные цены на свои услуги.
Трудности с реализацией закона и постановлений правительства просматриваются в дачных поселках, деревнях. В большинстве таких поселениях нет контейнеров. Компаниям будет экономически не выгодно ездить ежедневно на большие расстояния за маленьким объемом мусора. Но это не освобождает жителей от платы за мусор.