721 приказ поясняет, каким образом предприятия должны отчитываться перед государством за выработку отходов. Это связано с тем, что в результате жизнедеятельности фирмы неизбежно образуется утильсырье, поэтому государство заинтересовано в как можно более точном его учете для регулирования в области экологического контроля.
Что это за приказ и для кого он
Нормативно-правовые акты по утилизации отходов не исчерпываются общими положениями федеральных законов (например, ФЗ «Об отходах производства и потребления»), ведь есть также и более частные документы, устанавливающие порядок учета отходов. К ним относится 721 приказ Министерства природы от 2011 года, регламентирующий подсчет мусора, который использовался, обезвреживался, передавался третьим лицам или принимался от них на предприятии. Такие показатели учитываются в журнале движения отходов. Приказ обязывает вести учет отходов по каждому отдельному филиалу или подразделению юридического лица или ИП. Это связано с тем, что каждый юридический субъект может образовывать отходы с 1 по 4 класс опасности, которые при неправильной утилизации смогут причинить серьезный ущерб окружающей среде.
В приказе отмечено, что его должны выполнять следующие субъекты:
- частные предприятия,
- государственные учреждения,
- филиалы развитых промышленных фирм,
- мелкие продовольственные компании.
Информация, вносимая в журнал, помогает разрабатывать документацию по нормативам образования мусора, вести статистические наблюдения на общегосударственном уровне, подсчитывать плату за нанесение вреда окружающей среде.
Как и когда заполняется журнал
В нормативно-правовом акте не отмечены конкретные способы ведения журнала учета отходов, но есть некоторые рекомендации от контролирующих органов. Если им не следовать, то есть вероятность наступления административных санкций в отношении руководителя и организации в целом.
- Название учетного документа может быть разным, но оно должно отражать его назначение.
- Отчетность по всем операциям с вторсырьем предоставляется контролирующему органу ежегодно, и данные в учетном журнале являются неотъемлемой частью проверки государственных структур. Вести учет отходов позволяет инвентаризация всех видов мусора. Для этого нужно знать Федеральный классификационный каталог отходов, коды которого также должны присутствовать в журнале учета.
- В приказе № 721 указано, что необходимо не только подсчитывать все операции, совершенные с утильсырьем, но и точно записывать его объем и фиксировать временной отрезок, когда эта работа проводилась. При этом если мусор относится к 1-3 классу опасности, его нужно считать в тоннах и полученные значения округлять с точностью до тысячных. Это связано с тем, что подобные отходы – самые опасные из всех, которые может произвести человек.
Обратите внимание! Если точно подсчитать вторсырье не получается, то необходимо учитывать техническую, бухгалтерскую и технологическую документацию, договоры и акты приема-передачи.
- Если отходы были подвергнуты обезвреживанию или уничтожению, то фирма должна отметить место (места), где они утилизировались.
- При передаче мусора партнерским фирмам или его получении нужно указать полное наименование предприятия.
- Каждый филиал и подразделение ведет собственную отчетность, а общая – формируется посредством сбора всех данных из учетных журналов.
- Необходимо назначить специального работника, в ответственности которого будет находиться ведение журнала, запись достоверных данных и учет утильсырья. Такой сотрудник в обязательном порядке должен быть научен этому и проинструктирован. Обучение специалиста на предприятии также должно быть зафиксировано в специальном документе. Приказ не запрещает привлекать к этой работе специализированные фирмы, в штате которых есть квалифицированные сотрудники, разбирающиеся в вопросах учета отживших свой срок вещей.
- Отчетный журнал можно вести и на бумаге, и в электронной форме (можно впоследствии будет его распечатать). Но приоритет отдается все же способу, при котором задействуется компьютер, так как это позволяет экономить бумагу и более оперативно вносить изменения в журнал. Все страницы должны быть заверены ответственным сотрудником, а также необходима подпись руководителя фирмы, фирменная печать. Без этих подтвердительных знаков ни один контролирующий орган не примет документ, даже если он идеально составлен.
- Журнал следует оформлять (подшивать, брошюровать, делать титульный лист, нумеровать страницы) каждый месяц до 15 числа. Но стоит отметить, что вносить данные можно только до 10 числа в каждом месяце. Помимо этого каждый квартал нужно собирать воедино информацию для ежегодного отчета.
Если же данные рекомендации не соблюдаются и грубо нарушаются, то может применяться административная ответственность. Законодательство сообщает, что должностным лицам придется выплатить штраф до 30 тысяч рублей, а юридическим лицам – до 200 тысяч.
Образец заполнения
Существует достаточное количество примеров заполнения учетного журнала в Интернете. Один из образцов можно видеть ниже.
Важно! Образец формы (таблиц) журнала есть на сайте Росприроднадзора в текстовом файле:rpn.gov.ru/sites/all/files/users/rpnglavred/filebrowser/docs/norm_prav_akty_dlya_proverok/01.09.2011_no721.rtf.
Видео
В данном видео вы можете ознакомиться с ведением журнала подробнее, узнать, сколько по времени должны храниться такие документы на предприятии:
Подводя итог
721 приказ – важная часть нормативно-правового обеспечения подсчета образуемых отходов. Он позволяет лучше раскрыть требования государства в экологической сфере и показывает, какая именно отчетность ему нужна и для каких целей это проводится.