Технические характеристики токарного станка ИТ-1М, схемы

Токарный станок модели ИТ-1М является специализированным токарным оборудованием, разработанным для передвижных автомобильных мастерских Министерства обороны, размещавшихся в стандартных КУНГах. Габариты его рабочего пространства практически такие же, как и у самого массового советского токарного станка 16К20. При этом его вес почти в три раза меньше, а мощность главного двигателя составляет всего 3 кВт (против 11 кВт у 16К20).

Электропитание станка может осуществляться как от сети 220 В и 380 В, так и от автономного генератора. ИТ-1М является лучшей моделью для «гаражного использования», т.к. может обрабатывать детали того же габарита, что и промышленные токарные станки, но при этом запитывается от бытовой электросети. Помимо мобильной выпускалась и стационарная версия этого токарного станка, которая носит обозначение ИТ-1ГМ.

Технические характеристики

ИТ-1М является стандартным токарно-винторезным станком и может выполнять все виды обработки характерные для оборудования этого типа.

Его главная особенность — малая мощность главного привода при значительных размерах рабочего пространства.

При небольшом для своего класса весе токарный станок ИТ-1М обладает хорошей жесткостью и виброустойчивостью. Этим он обязан удачной конструкции станины — полой литой основы с перегородками и ребрами жесткости. Еще одним достоинством ИТ-1М является возможность увеличение диаметра обточки до 550 мм. Для этого в станине предусмотрена выемка со вставкой, которую извлекают при точении крупногабаритных заготовок.

Технические параметры станка вполне достаточны для работы в механообрабатывающих подразделениях небольших предприятий. Предельные диаметры обточки изделий в форме вала и диска зависят от размеров заготовки и составляют над:

  • станиной – 400 мм,
  • выемкой – 550 мм,
  • суппортом – 225 мм.

Максимальная длина обработки на ИТ-1М равна 1400 мм (при удаленной вставке — 300 мм), диаметр проходного отверстия шпинделя — 36 мм. Цена деления лимбов на органах управления суппорта составляет 50 мкм, а поворотной шкалы — 1°.

Если у Вас возникает необходимость в установке пластиковых окон, утеплении балкона или лоджии, советуем обратиться в компанию Оконный мастер. Об их услугах вы можете подробнее ознакомиться на официальном сайте: http://okonniymaster.ru/balcons/vnutrennyaya-otdelka-balkona.html. Можно не только утеплить балкон, но и обшить его пол фанерой, линолеумом, паркетом или ламинатом. Для отделки стен применяется вагонка, пластиковые пвх-панели, декоративная штукатурка, пробковое покрытие или декоративный камень.

Токарный станок ИТ-1М производился в двух модификациях: базовой и укороченной. В первом случае межцентровое расстояние бабок составляет 1400 мм, а во втором – 1000 мм. Базовая версия весит 1.33 тонны, укороченная легче на 190 кг: ее вес составляет 1.14 тонны.

Сферы применения станков

Не совсем обычное соотношение геометрии рабочего пространства и мощности главного привода токарного станка ИТ-1М объясняется тем, что изначально он разрабатывался по техническому заданию Министерства обороны как штатное оборудование для полевых авторемонтных подразделений Советской армии.

В состав армейской передвижной авторемонтной мастерской (ПАРМ) входило несколько единиц специальной техники, в том числе МРМ-М1 (мастерская ремонтно-механическая) на базе ЗИЛ-131. Она представляла собой КУНГ, в котором размещались электросиловая установка и несколько станков: токарно-винторезный, сверлильный, заточной и точильно-шлифовальный.

Основная специализация ПАРМов — техническое обслуживание и ремонт узлов и агрегатов колесной и гусеничной техники, а также ремонт и изготовление запчастей для других машин и механизмов. При таком направлении деятельности в основную номенклатуру токарной обработки на ИТ-1М  входили следующие виды изделий:

  • валы, валики, пальцы, втулки,
  • диски, фланцы, эксцентрики,
  • цилиндрические отверстия,
  • посадочные отверстия в корпусных деталях,
  • наружные и внутренние резьбы, выполняемые резцами и метчиками.

Помимо Министерства обороны основными потребителями передвижных авторемонтных мастерских являются предприятия нефтегазовой и горнодобывающей отрасли. Сейчас ПАРМЫ выпускают на базе автомобилей КАМАЗ и УРАЛ, при этом Миасский автомобильный завод в комплектации такой мастерской помимо швейцарско-китайского токарного станка Jet указывает и ИТ-1М (возможно, что это просто дань традиции).

Конструктивные особенности

Токарно-винторезный станок ИТ-1М имеет обычную для этого вида оборудования компоновку: станина с направляющими, передняя и задняя бабки и суппорт с резцовыми салазками. Среди его особенностей можно отметить вставку в станину, снятие которой позволяет обрабатывать заготовки большего габарита, а также небольшую мощность главного двигателя, что делает невозможным вести точение с большими глубинами резания. В паспорте станка указано, что на нем можно монтировать приспособления для фрезеровки плоскостей и пазов, а также выполнения расточных и шлифовальных операций.

Габаритные размеры рабочего пространства

Геометрия обработки у ИТ-1М практически такая же, как у и самых распространенных токарно-винторезных станков 1К62 и 16К20. Она позволяет обтачивать детали в форме вала длинной до 1400 мм и диаметром до 225 мм и детали в форме диска максимальным диаметром 400 мм (при вынутой вставке – до 550 мм). У укороченной версии этой модели предельная длина заготовки составляет 1000 мм.

Расположение и функционирование органов управления

Большинство органов управления токарного станка ИТ-1М смонтированы на его передней бабке. На ее верхней части находится панель с тумблерами (слева направо): переключатель выбора напряжения, выключатель двигателя охлаждения и автоматический выключатель, а в нижней части — рычаг выбора скорости шпинделя. Над ним в ряд располагаются три ручки, посредством которых устанавливается величина подачи, тип и шаг резьбы, а справа от него — рычаг управления вращением шпинделя (включение, реверс и торможение). Под панелью тумблеров находятся рукоятка выбора типа резьбы и ручка перебора.

На фартуке смонтированы следующие органы управления: маховичок позиционирования суппорта, ручка позиционирования каретки и поперечных салазок и ручка ходовой гайки. Над маховичком расположена ручка поперечного перемещения каретки, а над ней рычаг поворота и фиксации резцедержателя. Органы управления задней бабки немногочисленны: штурвал передвижения пиноли и рычаг ее зажима. Помимо этого, здесь же находится гайка, фиксирующая положение задней бабки.

Расположение составных частей

Как у и любого токарного станка, базовый компонент ИТ-1М — это станина с двумя рядами направляющих. Слева на ней смонтирована передняя бабка со шпиндельным узлом и шестеренчатыми механизмами, а справа — задняя бабка с пинолью. По направляющим перемещается суппорт с продольными и поперечными салазками и четырехпозиционым резцедержателем.

Движение к суппорту передается от механизма фартука, смонтированного на ходовом валу и ходовом винте, который через них принимает вращение от механизма коробки подач. Задняя бабка позиционируется вручную и фиксируется зажимной гайкой. Выдвижение пиноли также осуществляется вручную посредством вращения маховичка.

Электрическая схема

На токарном станке ИТ-1М для питания электродвигателей используется трехфазное напряжение 380 В и 220 В. Сигнальная и осветительная цепи запитаны от бортовой сети 12 В.

В состав электрооборудования станка входят следующие компоненты:

  • главный электродвигатель,
  • автоматический выключатель,
  • переключатель реверса главного двигателя,
  • пакетный переключатель напряжения главного двигателя,
  • пакетный переключатель напряжения двигателя системы СОЖ,
  • электродвигатель системы СОЖ,
  • выключатель насоса СОЖ.

Помимо этого, на суппорте станка установлена лампа освещения на гибкой стойке с выключателем.

Скачать изображение в полном размере

Кинематическая схема

Кинематическая схема токарного станка подобна схемам других универсальных токарно-винторезных станков среднего габарита. Шпиндель получает вращение как напрямую от ведомого шкива, так и от системы переключаемых зубчатых колес. Коробка подач принимает движение от шпиндельного узла через систему сменных зубчатых колес и передает вращение механизму фартука через ходовой винт и ходовой вал.

Система шестерен фартука сообщает движение суппорту, обеспечивая его поперечное и продольное перемещение. Также к кинематической схеме станка относятся механизмы ручного перемещения его рабочих органов и устройства механической блокировки.

Скачать изображение в полном размере

Инструкция по эксплуатации

Единственной документацией, которая поставлялась вместе с токарным станком ИТ-1М, является брошюра под названием «Руководство по эксплуатации» объемом 66 страниц. Последней главой этого руководства является паспорт конкретного изделия с указанием комплекта поставки, отметками о приемке, консервации и упаковке, а также подписями ОТК и заказчика. Обращает на себя внимание, что приемо-сдаточные испытания проводились в «кузове-фургоне подвижной ремонтной мастерской типа МРМ».

В целом инструкция по эксплуатации достаточно традиционна и содержит общие виды, чертежи отдельных компонентов, указания по установке, настройке, наладке и эксплуатации, а также кинематическую и электрические схемы станка. Единственно, что обращает на себя внимание — это отсутствие информации о ремонтных циклах и составе работ по отдельным видам ремонтов.

Техника безопасности

В руководстве по эксплуатации токарного станка ИТ-1М присутствует раздел 2.1 «Меры безопасности», который содержит всего два предложения общего характера. В них указывается на необходимость проведения инструктажей и изучения руководства по эксплуатации перед тем, как приступить к работе на станке.

Остальные указания по мерам безопасности при эксплуатации станка включены в отдельные разделы первой и второй главы. Сюда относятся требования по заземлению, использованию ограждения, проверке блокировочных устройств, защите от стружки и т.п.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Переработка и утилизации отходов, виды металлов, обзор оборудования, классификация отходов