Чтобы минимизировать трение деталей во время работы различных станков-роботов, для смазывания используют специальное масло и качественные смазочные материалы для их техобслуживания.
В подобных устройствах с ЧПУ есть шарико-винтовые пары (ШВП). Они могут отличаться видом и конструкцией, но имеют одно предназначение – преобразовывать движение из вращательного в поступательное. С их помощью легко избегать резких скачков при линейном изменении положения корпуса и подшипников. Чтобы трение было сведено к минимуму, поверхность комплектующих в станке тщательно шлифуется. Есть особые требования к его техобслуживанию.
Роль шарико-винтовых передач
В смазке нуждаются также все системы и виды линейного перемещения: шариковые рельсовые направляющие, на кулачковых роликах и с шариковыми втулками, и непосредственно высокоточные шарико-винтовые передачи, которые применяются в станках нового типа.
Именно ШВП обеспечивают высокую точность позиционирования (6 мкм с длиной перемещения 300 мм). Высокая скорость обработки деталей и частота вращения, влияние на станок ударных нагрузок при резке метала или прочной древесины, способствуют изнашиванию этих узлов, приводят к задирам. Суппорт начинает двигаться рывками, появляется вибрация, а это плохо влияет на качество обработки деталей.
Эти узлы отличаются сложностью в изготовлении, высокой стоимостью, поэтому к ним специалисты обычно относятся исключительно бережно, тратя солидные суммы на масло для смазки.
Какие масла подойдут для ШВП
Среди отечественных смазок, подразделяющихся на литиевые, бариевые и углеводородные, самыми популярными считаются литиевые, с совокупностью ценных эксплуатационных качеств. Поэтому литиевые смазки получили всеобщее признание в мире, как идеальные. В их числе Литол-24 – средство представляет мягкую мазь, имеющую вишневый или же коричневый цвет. К этому классу смазок относятся ШРУС-4 и Фиол-2У.
А как насчет «Циатим-201»? Эту многоцелевую смазку, сохраняющую свои свойства при низкой температуре – до 60°С, применяют в узлах трения, скольжения и качения. Благодаря этому, ее применяли на Крайнем Севере.
Но эта литиевая смазка механически нестабильна. Лучше предпочесть несколько зарубежных аналогов этой смазки: BP Energrease, Mobil Мobiltemp, AeroShell Grease, Teboil 0-Grease. Есть аналоги и среди отечественных средств – Зимол, Эра, Лита, МС-70 и другие.
В процессе ухода за ШВП применяют Molykote Multilub – многофункциональную смазку, изготовленную из минерального масла, а литиевое мыло взято в качестве загустителя. Её главные достоинства:
- повышенная несущая способность,
- низкая летучесть масла,
- хорошая стойкость к процессу окисления,
- наличие среди компонентов противозадирных присадок,
- смазанные нею узлы, работают длительное время без ремонта и дополнительных смазок.
Продукт выпускается в расфасовке 100 и 400 г, 1, 5, 20, 50 и 180 кг.
Если внимательно прочесть техническую документацию (а это нужно делать обязательно), можно узнать о расширенной сфере применения Molykote Multilub:
- линейные подшипники станков,
- смазка хорошо ложится на подшипниках шпинделей, направляющих,
- нею можно смазывать различные узлы трения,
- смазываются подшипники у электродвигателя и вентилятора, зубчатая передача (открытая и закрытая), шпоночные соединения.
И это далеко не все преимущества масла.
Ещё один отличный продукт фирмы Molykote
Фирмой Molykote (Нидерланды) производится также дисперсия Multigliss Spray в упаковке 400 мл, что удобно для частного лица, имеющего дома единственный станок с ЧПУ. А предприятия с большим парком покупают расфасовку 5 л.
Для крупных предприятий отрасли, где станки в большом количестве, есть смысл приобретать дисперсию Molykote Multigliss, объёмом 200 л. Кстати, большая расфасовка не всегда есть в наличии, поэтому стоит на сайте заказать уведомление о её поступлении на склад.
У продукта есть множество плюсов, побуждающих к повсеместному применению:
- большая устойчивость к морозам,
- отличные свойства антикоррозионного плана,
- способность хорошо проникать в вещество,
- в период резания металла снижается трение и износ инструмента.
Применяют дисперсию для того, чтобы удалить ржавчину, защитить металлические узлы от коррозии, облегчить демонтаж прикипевших деталей.
HG40 – отличный вариант смазки
Этой силиконовой смазкой с водоотталкивающими свойствами обрабатывают разные поверхности из металла, винила, пластика и резины, чтобы надежно их защитить от влаги, она эффективно предотвращает коррозию и растрескивание.
Показана для механизмов, которые находятся на открытом воздухе и переносят неблагоприятные воздействия окружающей среды, смазка содействует тому, чтобы диэлектрические свойства изоляции сохранились.
Аэрозольная упаковка – возможность точно дозировать количество смазки и аккуратно нанести состав на поверхности, среди которых:
- металлические и пластиковые трущиеся детали,
- шестерни, цепи, слабонагруженные подшипники,
- резьбовые соединения и крепежи,
- резиновые уплотнители, замки, пластиковые накладки.
Помимо станков, в ней нуждаются снегоходы, автомобили, спортивный инвентарь (катера, мотоциклы: водные и наземные, велосипеды), инструменты музыкантов, швейная техника, даже дверные и оконные петли. При её помощи консервируют хромированные детали, если их надо сохранить длительное время без работы.
Молибденовая смазка
Смазкой с маркировкой HG5531 хорошо смазывать открытые узлы трения из металла, которые работают при повышенных нагрузках и сильно разогреваются – до +160 °С. Тонкодисперсный молибден в её составе и компоненты, устойчивые к высокому давлению, способствуют выдерживать до 7000 кг/см². Она сделалась востребованной:
- в автомобилях и катерах,
- в подъемно-транспортном оборудовании,
- в сельскохозяйственной и домашней технике,
- в станках с ЧПУ.
Молибденовая смазка применяется для защиты ШВП и направляющих, шарниров и других узлов трения, предохраняет от ржавчины, будучи устойчивой к воздействиям воды, инертной к солям и кислотным осадкам.
Силиконовая составляющая масел
Эту водонепроницаемую смазку изготовляют путем комбинирования загустителя и силиконового масла. Вязкость и функционал полученной полупрозрачной белой пасты зависит от вида компонентов и их пропорций. Силиконовая смазка обладает многими достоинств. Её применяют, если необходимо:
- предохранение от коррозии и обработка деталей станков, нуждающихся в покрытии толстым слоем,
- придание поверхностям водоотталкивающих качеств и исключительной скользкости,
- образование на поверхности защитного полимерного слоя,
- предотвращение скрипа узлов механизмов и предохранение от замерзания,
- эффективная смазка и долговременная защита от вредных воздействий внешней среды.
Её также используют в быту: смазка дверных и оконных петель, механизмов в авторучке, уплотнительных колец в фонарике, герметизируют водонепроницаемые часы и уплотняют механизмы пневмовинтовки.
Периодичность смазки узлов станка с ЧПУ маслами
Ежедневная смазка швп включает в себя три основные операции:
- Рабочую поверхность станка – ходовые винты и направляющие тщательно очищают от пыли и отходов резки.
- Маслом смазывают эти детали и узлы по всей длине, учитывая все оси движения (для нанесения средства можно применять ветошь, кисточку, но лучше получится спреем или капельницей).
- Портал станка прогоняют несколько раз (берут в расчёт все оси), чтобы смазочное вещество распределилось равномерно.
Допустимо также использовать смазки: ТМ5-18, ТАД-17, трансмиссионные масла, имеющие маркировку 80W90. Чтобы обработать зубчатые рейки, гайки ШВП, целесообразно применять густые смазки с литиевой основой. Они подойдут и для смазывания линейных подшипников.
ВНИМАНИЕ: Специалисты не рекомендуют, проводя ежедневные ТО, допускать смешивание смазок, различных по составу.
Дважды в году, после очистки от отходов резки и пыли ходовых винтов ШВП и направляющих, рабочую поверхность станка освобождают от следов старого смазочного вещества. Особенного внимания к промывке требуют линейный подшипник и ходовой винт. Нанеся средство для очистки, обрабатываемый узел полностью перемещают по оси – до упора. И только после этого можно наносить на детали станка новую смазку.
Возможности шприцевания и систем смазок
Шприцевание – это обработка консистентными (густыми) смазками при помощи рычажно-плунжерного шприца. Спецсмазка для ШВП, линейных подшипников – Mobilux EP 2 реализуется в удобной расфасовке – в шприцах по 20 г. В некоторых случаях удобен большой медицинский шприц с капиллярной трубкой.
На различных предприятиях сформированы различные подходы. Графитовой и молибденовой смазкой одна фирма прессует раз в месяц. А в ежедневном уходе используют МС-1000, смазку для подшипников DEPO. Доступные варианты – Mobil-XHP222 (его продажа – в автомагазинах), LGHP 2 и NLGI2.
Высококачественным маслом для обработки направляющих Mobil Vactra Oil (с классом вязкости ISO 32),смазывают и узлы станков. Оно устойчиво к окислению, имеет хорошую фильтруемость, поддерживая устойчивый поток жидкости в системе. Масла серии Mobil используют при контакте с чугуном, сталью, в сочетаниях неметаллических материалов.
Существует специальное устройство – система смазки станка чпу, которая предназначена для принудительной централизованной подачи смазки в ШВП или направляющие. Каждый смазанный узел имеет длительный срок эксплуатации.
Реализуются готовые комплекты для систем подачи смазки – ZLPM1-S1, ZLPM2-S1. В них рекомендуют использовать жидкое масло, имеющее вязкость 30-46. Со станком, который смазывается при помощи систем – можно браться за выполнение любых задач.
Осторожно: некомпетентность!
Приходится читать на форумах сообщения типа «Смазал ШВП маслом для швейной машинки». Тут же включаются оппоненты и категорически запрещают применять это средство. Ориентироваться на советы форумчан – не стоит. Многие делятся своей некомпетентностью, вводя других в заблуждение.
Для снятия старого слоя смазки одни советуют взять WD-40 или аналогичную жидкость, а другие категорически против. Хотя эта смазывающе-охлаждающая жидкость идёт в заводском комплекте к настольному ювелирному граверу фрезеру MAGIC 30.
Многими не берётся в расчёт важное физическое свойство смазки – ее вязкость, которая делится на 3 класса. Она определяет толщину защитного смазочного слоя, которая зависит от степени нагрузки, контактирующих поверхностей и частоты вращения. Если у подшипника частота вращения превышает средний уровень, вязкость должна быть меньшей.
Это требование зачастую игнорируется. У многих узлов станков с ЧПУ, смазанных таким образом – незавидная доля. Самые надёжные рекомендации – в инструкции по применению станка и его техническом обслуживании.
Вместо заключения: Чтобы шарико-винтовые передачи, направляющие качения работали долго и без перебоев, нужно грамотно обслуживать эти детали.
Применять хорошие масла и смазочные средства, что обеспечит, к тому же, снижение трения и износа, защиту от коррозии, малошумность в работе. Смазка также служит теплоотводом.
В этой статье мы обзорно проанализировали, чем смазать швп в станке с чпу, ответили, по возможности, на ряд важных вопросов по данной теме. Главное и наиболее приемлемое можно применять на практике.