Легированная конструкционная сталь – незаменима при производстве в строительстве и машиностроении. Это связано с тем, что она обладает определённым механическим, физическим и химическим свойством. Определённое свойство задаётся содержанием того или иного элемента, за счёт содержания которого будет наделение определённым качеством.
Состав стали
Легированная сталь в своём составе использует элементы:
Марганца (Mn) — Г, кремния (Si) — С, хрома (Cr) — Х, никеля (Ni) — Н, меди (Cu) — Д, азота (N) — А, ванадия (V) — Ф, ниобия (Nb) — Б, вольфрама (W) — В, селена (Se) — Е, кобальта (Co) — К, бериллия (Be) — Л, молибдена (Mo) — М, бора (B) — Р, титана (Ti) — Т, алюминия (Al) — Ю.
Помимо того, что входят основные элементы, сделано добавление таких, как:
- Хрома.
- Никеля.
- Кобальта.
- Алюминия.
- Ванадия
Главный из наиболее важных параметров, по которым сталь делят на разнообразные классы – это их химический состав элементов.
Остальные добавления задают металлу отличительные качества. Добавленный хром задаёт сплаву повышенный уровень на прочности и текучести, несмотря на это, сохраняя приемлемый уровень вязкости. Добавление вольфрама обеспечивает сплаву норму твёрдости и задаёт хороший уровень устойчивости во время отпуска. Добавление молибдена задаёт уровень прокаливаемости и повышает уровень пластичности и вязкости.
Различия состава варьируются от общего процента легирующих элементов:
- На высоколегированные – больше 10%.
- На среднелегированные – больше 2.5 – 10%.
- На низколегированные – не более 2.5%.
Конструкционные легированные стали имеют определённое преимущество после термообработки, в отличие от углеродистых. Это говорит о том, что элементы легирования значительно влияют на диффузионные процессы, что протекают при термообработке. В материал добавлено большее количество элементов легирования, потому они приходят под видом сортовых прокатов, это круглые, квадратные, шестигранные, а иногда как калибровочные листы, поковки и прочие полуфабрикаты.
Как маркируется конструкционная легированная сталь
Марки конструкционных легированных сталей состоят из букв и цифр. Литерами называют легирующие элементы, каждый из которых имеет вхождение в состав. Цифра говорит о количественном нахождении углерода и легирующего элемента.
Маркируются они таким образом. В начало ставится число из двух знаков, которое выражает приблизительный усреднённый уровень содержащегося углерода, который указан в сотой доли процентов. Литеры указывают на легирующие элементы. Действующими маркировками считаются: X-Сг, Н Ni, M-Mo, Г Мп, Д Cu, В-W, Ф-V, Б Nb, Р В, К-Со, С-Si, Т Ti, Ц Zr, Ю А1, П Р, А-N. Цифры после литеры обозначает усреднённое вхождение указанного элемента в проценте.
В случае, когда содержащийся элемент имеет содержание меньше чем 1%, то цифру не ставят. Если в конце имеется литера «А», значит, сталь имеет высокое качество. Это означает, что содержащаяся сера и фосфор имеют количество не более 0.02%.
Где применяется конструкционная легированная сталь
Так как сфера применения конструкционной стали весьма широка, важно знать, область использования материала, и какая марка для чего применяется.
- 60С2(А) – для рессор, для производства которых используется полосовая сталь толщины от 3 до 16 мм. Пружинных лент, толщины от 0.08 до 3 мм. Витых пружин из 16 мм проволоки.
- 70СЗА – для тяжелонагруженных пружин с ответственным назначением. Склонная к графитизации сталь.
- 50ХГ(А) – для рессор, для производства которых требуется полосовая сталь от 3 до 18 мм толщины.
- 50ХФА(ХГФА) – для ответственных пружин и рессор, которые работают на повышенных температурах, что не превышают 300 градусов, или же для подвергаемых частым переменным нагрузкам.
- 60C2XA – для больших высоконагруженных пружин и рессор с ответственным назначением.
- 60C2H2A(C2BA) – для ответственных высоконагруженных пружин и рессор, которые выполнены из пружинных лент и калиброванных сталей.
- 20Х – для кулачковых муфт, втулок, шпинделей, направляющих планок, плунжеров, оправок, копиров, шлицевых валиков и пр.
- 40Х – для зубчатых колёс, шпинделей и валов в подшипниках качения, червячных валов.
- 45Х, 50Х – для зубчатых колёс, шпинделей, валов в подшипниках качения, червячных и шлицевых валов, а также других деталей, которые работают на средней скорости при среднем давлении.
- 38ХА – для зубчатых колёс, которые работают на средней скорости при среднем давлении.
- 45Г2, 50Г2 – для крупных малонагруженных деталей, в том числе валов, зубчатых колёс на тяжелых станках и пр.
- 18ХГТ – для деталей, которые работают на большой скорости при высоком давлении и нагрузке.
- 20ХГР – для тяжелонагруженных деталей, которые работают на большой скорости и нагрузке.
- 15ХФ – для некрупных деталей, что подвергаются цементации и закалке с низким отпуском.
- 40ХС – для мелких деталей, которые обладают высоким уровнем прочности.
- 40ХФА для ответственных и высокопрочных деталей, которые подвержены закалке и высокому отпуску. Для мелких и средних деталей со сложной формой, которые работают на износ. Также ответственных сварных конструкций, что работают в условиях знакопеременной нагрузки.
- 35ХМ – для валов, деталей турбин и крепежа, что работают на повышенных температурах.
Так как каждый вид стали имеет свои определённые преимущества, важно понимать какие для чего будут наиболее подходящими. В качестве основных деталей, которые испытывают серьёзные нагрузки и имеют высокий уровень износа, легированные конструкционные стали их марки и применение является незаменимым.