Каждому автомобилисту нужно знать, что многое зависит от того, в каком состоянии находится аккумуляторная батарея. Важно понимать, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность. Для этого потребуется знание определенных параметров: напряжение, сила тока и емкость. Именно от определенной величины этих показателей и зависит полноценная работа АКБ. Поэтому и следует знать о том, как проверить аккумулятор мультиметром, или тестером — довольно простым в эксплуатации прибором, с помощью которого можно самостоятельно протестировать батарею от и до.
Проверка напряжения аккумулятора
Для того чтобы проверить напряжение аккумулятора мультиметром, необходимо сделать несколько простых действий:
- Не забыть переключить режим мультиметра на вольтаж (измерение U). Не путать с понятием «ампераж».
- Поставить амплитуду вольтажа от 0 до 20 В,
- Отключить АКБ от автомобильной электропроводки.
- Красный проводок со щупом присоединить к плюсовой клемме аккумулятора.
- Черный проводок со щупом присоединить к минусовой клемме АКБ.
- Посмотреть на табло мультиметра и запомнить показания.
Важно иметь в виду, что снятые показатели означают напряжение батареи, находящейся в покое. Более того, для их максимальной точности рекомендуется проводить замеры U на аккумуляторе с помощью мультиметра после того, как машина будет находиться в покое часов 5-6.
Нормальное напряжение заряженного автомобильного аккумулятора — 12,6-12,7 В. Это значит, что батарея в порядке, работает исправно и в ближайшее время в зарядке не нуждается. Если U при снятии показаний будет ниже, чем 12,6 В — батарею нужно подзарядить. В случае, когда напряжение аккумулятора 11 В и меньше — ездить с такой АКБ нельзя. Она почти или полностью разряжена и срочно нуждается в полной зарядке, либо замене.
Подробнее о том, как проверить заряд аккумулятора мультиметром, читайте здесь →
Таблица заряда аккумулятора по напряжению →
Тесты аккумуляторной батареи на уровень емкости
Понятие емкости АКБ означает то, какое время она может проработать с оптимальной отдачей определенного количества заряда при определенных показателях U. Емкость измеряется в ампер-часах, и на каждом аккумуляторе, как правило, проставлены показатели его номинальной емкости. Самый распространенный способ проверки уровня емкости батареи — это использовать для нее определенную нагрузку.
Лучше всего будет использовать нагрузку, временно выкрутив автомобильную фару, потому что фара имеет подходящую по всем параметрам мощность 35-40 Ватт. Это означает, что фара при подключении к аккумулятору заберет нужную половину тока для того, чтобы можно было узнать, в норме ли находится емкость АКБ. Если фара будет быстро гаснуть, значит, емкости в батарее, к сожалению, недостаточно.
Для того, чтобы определить, в норме ли емкость АКБ, нужно сделать следующее:
- отключить батарею от генератора автомобиля,
- подключить фару-нагрузку,
- оставить батарею в таком положении, пусть работает под нагрузкой около двух минут,
- отсоединить фару,
- выставить на мультиметре режим измерения вольтажа (напряжение),
- произвести замеры показателей.
При исправности и достаточном уровне емкости аккумулятора U обязательно должно превышать 12,4 В. Эту цифру следует запомнить. Если напряжение проверяемой АКБ составляет 12,4 В и меньше — это тревожный сигнал о том, что с такими показателями батарея не сможет долго проработать и в любое время может выйти из строя.
Также можно проверить, в норме ли емкость батареи, используя способ под названием «контрольный разряд». Это значит, что АКБ нужно зарядить и провести ей нагрузку так, чтобы обеспечить силу тока при разрядке, равную той, которая обозначена в техническом паспорте аккумулятора.
Для этого проводим следующие действия:
- полностью заряжаем батарею,
- проводим нагрузку в соответствии с показателями, обозначенными в ее техпаспорте,
- в цепь подключаем мультиметр — он будет показывать уровень ампеража,
- следить за показаниями мультиметра и отметить время, в течение которого ампераж уменьшится на 50 процентов и больше,
- сравнить полученные данные с данными тока в техпаспорте аккумулятора.
Если различия между этими показателями небольшие, батарея вполне годна к дальнейшему использованию, емкость в порядке. Если же разница большая, это сигнал к тому, чтобы либо пора зарядить АКБ, либо произвести ее замену при необходимости. Непосредственно цифр, указывающих на емкость батареи, с помощью тестера не получить.
Целесообразность проверки ампеража аккумулятора тестером
Многие автомобилисты спрашивают и о том, можно ли проверить силу тока аккумулятора. Можно с уверенностью сказать, что показателей напряжения и уровня емкости АКБ более чем достаточно для того, чтобы правильно оценить работоспособность батареи и возможность ее безопасной эксплуатации в ближайшее время.
Важно помнить о том, что сам показатель силы тока проверять на аккумуляторе нецелесообразно, к тому же, при подобных проверках существует реальная опасность случайного короткого замыкания.
Как проверить показатели аккумулятора «быстро и на ходу»
Часто бывает так, что отсоединять аккумулятор от автомобиля и возиться с лампочками и фарами просто не хватает времени. Есть автолюбители, которые очень быстро тестируют свой аккумулятор буквально «на ходу», и такой метод время от времени тоже можно использовать.
Делается это так:
- На незаведенном автомобиле мультиметр подключается к батарее — как всегда, плюс к плюсу, минус к минусу. Следует иметь в виду, что в данном случае могут быть некоторые погрешности показателей прибора. 12,7 В — нормальный показатель, могут быть незначительные отклонения, автомобиль пока находится в покое.
- Теперь заводим автомобиль. Напряжение в момент начала работы двигателя может подняться до 14,6-14,7 В. Идеальный вариант —14 с небольшим, но лучше всего проверить еще под нагрузкой.
- В качестве нагрузки используем часть потребителей тока на борту машины — обычно это фары ближнего света, обогрев задней стенки и печка, заведенная в среднем режиме. Оптимальный и лучший показатель напряжения — 14,6 В.
Такие показатели являются нормой, и от них следует отталкиваться всегда, когда возникает вопрос о том, как проверить аккумулятор мультиметром. Научиться этому совсем не трудно. Важно запомнить необходимые цифры, на которые придется ориентироваться при проведении замеров, и научиться правильно обращаться с мультиметром. Сам прибор для гарантии точных и качественных измерений лучше приобретать не на рынке или с рук, а в специализированных магазинах.